Ковка, кованые изделия и
кузнечные работы в Москве
Тел.: 8-916-151-4139


Статьи и обзоры о ковке

Художественное литьё металлов

 

История художественного чугунного литья

Во времена Петра I на Урале разрабатывались богатые месторождения железный руды. Под эгидой купцов Строгановых и промышленников Демидовых строились металлургические заводы и мастерские художественного литья.

Литье чугуна позволило удовлетворить огромную потребность в пушках, ядрах для войска и в оградах, калитках, воротах в масштабном строительстве Санкт-Петербурга. Литье намного производительнее ковки. Ковка просто не справилась бы с таким количеством работы. Кузнецы изготавливали образцы по которым литейщики отливали изделия. Недаром литые художественные изделия так напоминают кованные. Чугун содержит от 2,5 до 4 % углерода. Когда мы рассматриваем чугун в микроскоп, то видим серые крупинки графита. В чугуне так же содержатся и другие элементы: марганец, кремний, фосфор в незначительном количестве . Именно из-за примесей чугун непригоден для ковки. Как и порох, чугун пришел к нам из Древнего Китая. Первые упоминания об обработке чугуна относится к VIII-X векам до нашей эры. Китайцы лили чугун в тиглях и небольших шахтных печах, так называемых вагранках. В то время они научились выплавлять чугун в сложные отливки, то есть начали заниматься художественным литьём чугуна. Технология тонкого ажурного литья в специальные металлические формы называется литьём в кокиль. До Европы чугун пришел только в средние века. Сначала применяли примитивнейшую технологию в небольших печках – домницах. С  XIV века – в 5-метровых домнах. Размеры этих печей со временем увеличивались и к концу XVIII века достигали 20 метров.

Сначала методами художественного литья изготавливали каминные и печные плиты, украшенные сложными узорами. В России тульские предприниматели Демидовы начали отливать чугун в первой половине XVII века, а потом, при поддержке Петра I перебрались на Урал, где впоследствии отливались выдающиеся произведения литейного искусства: огромные камины, колонны, декоративные узорчатые плиты для фасадов, лестницы, садовая мебель.

В конце XVIII века был совершён следующий «прыжок» в развитии художественного литья из чугуна: в Европе сформировался средний класс, который желал украсить свой быт красивыми, но в тоже время, недорогими, то есть более дешевыми, чем серебряные и золотые, изделиями из чугуна.

Из чугуна отливали кабинетные скульптуры, парадную посуду, предметы пластики и даже ювелирные украшения. Появились чугунные вставки в деревянную мебель, узорчатые каминные решетки. Горожане стали украшать свои дома красивыми чугунными канделябрами и подсвечниками. Стало популярным вешать на стену чугунные картины, созданные по мотивам живописных произведений.

Технология тонких художественных отливок, в основном, была разработана в Шотландии. Именно отсюда в конце XVIII века в Россию попали литейные модели и секреты мастеров-литейщиков. В этой стране художественное литье достигла наивысшего расцвета.

Екатерина II была большой поклонницей этого вида искусства. Именно при ней организовывались первые выставки железоделательного искусства. Многие экспонаты этих выставок попадали затем в Горный музей Санкт-Петербургского горного института. Кстати, он сохранился до наших дней. Многие горные инженеры, выпускники этого прославленного вуза, считали своим долгом пополнить экспозицию редкостями, привозимыми из Европы.

В конце XVIII века патриоты отечественного производства уговорили приехать в Россию для передачи опыта шотландского инженера Чарльза Гаскойна 

Многие секреты производства мелких изделий из чугуна и чугунных решеток привез он нашу страну!

Он был талантливым малый! На Карронском чугунолитейном заводе проделал за 10 лет карьеру от простого служащего до директора. Он являлся на работу раньше всех и уходил домой последним. Он был просто одержим своим ремеслом. Говорил, что нет большей радости в жизни чем лить чугун. Даже тогда, когда не было современных средств массовой информации, о нём знала вся Европа.

И не случайно, когда в 1785 году Россия готовилась воевать сразу на два фронта со Швецией и с Турцией, Екатерина II поручила адмиралу Самуилу Карловичу Грейгу пригласить Чарльза Гаскойна  на русскую службу. Армии и флоту очень нужны были качественные чугунные пушки большого калибра. Только Гаскойн в Европе умел их делать.

Пикантность ситуации заключалась в том, что из Англии нельзя было вывозить специалистов такого направления. Наказание было вплоть до смертной казни. Поэтому переговоры были сугубо секретными. Как в лучших современных детективах встречи проходили как бы случайно, на прогулках в парке. Все письма от Гаскойна после прочтения тут же сжигались.

Но, всё же, тайну скрыть не удалось . Разразился крупный скандал. Английские промышленники чрезвычайно опасались, что Россия будет представлять серьезную конкуренцию на мировом рынке. Чарльза Гаскойна пытались выставить русским шпионом. Но включилась большая политика.

Идя в угоду политическим интересам, премьер-министр Великобритании разрешил шотландцу, да не одному, а с помощниками и с новейшими экземплярами техники литья. Гаскойн прибыл в Петербург в 1786 году.

Всего за три года этот деятельный инженер полностью реконструировав Александровский чугунолитейный завод в Петрозаводске. Он сделал его лучшим в Европе!

Тут производились не только пушки, но и различные бытовые предметы художественного литья,  красивые вещи из чугуна. Модели для отливок использовались отечественные и европейские. В Петрозаводске работал и свой художник - выпускник Санкт-Петербургской академии художеств С.Н. Боровский. Александровский завод вплоть до середины XIX века выпускал очень качественные артиллерийские орудия малого и большого калибра для армии и флота.

В 1855 году, когда во время Крымской войны, после длительной осады, войска союзников заняли Севастополь, они обнаружили на укреплениях города сотни прекрасно отлитых совершенных по форме пушек, на которых были написаны имена Гаскойна и других директоров Александровского завода: А.Ф.Армстронга, А.А. Фуллона, Н.Ф. Бутенёва.

Очень быстро об этих пушках узнала вся британская империя. Многие города Англии, Канады и Австралии заказывали их для украшения площадей. Сейчас в мире существует клуб любителей этих пушек. Члены его  с энтузиазмом разыскивают всё новые экземпляры.

Во времена активной деятельности Чарльза Гаскойна в России не было ни одного сколь-нибудь значительного объекта, в котором бы не замечалось бы его участие. При всей косности и забюрократизированности царской исполнительной системы, в стране, где любое новаторское изобретение пробивало себе дорогу с великим трудом, для Гаскойна не существовало никаких преград!

Он с энтузиазмом строил новые заводы, реконструировал старые.  Он проложил первую железную дорогу. Основал на юге России город Луганск и Луганский чугунолитейный завод. Умер он в 1806 году. Однако, даже через четырнадцать лет после смерти в 1820 году в постановлении Министра Финансов России говорилось: « Ежели Россия может хвалиться ныне совершенством своих чугунных изделий, то по справедливости обязана оным Гаскойну, который вывез с собой искусных мастеров и механиков, от коих научились русские мастеровые. Ему же, собственно обязана Россия чрезвычайно многим употребление чугуна в общежитии, который до него заменялся или железом или медью, потому что из чугуна приготовлять разных полезных вещей до него не умели, по незнанию придавая ему надлежащую годность и смешением разны сортов руд и самовыплавленного чугуна.

При всём сим уважением Совет Министра Финансов заключает, что покойный действительный статский советник Гаскойн знаниями своими и усердием к пользам Нашего Отечества приобрёл всё право на полную к нему признательность к онаго ибо возведённый им способ отливать из чугуна пушки и разные изделия по справедливости можно назвать опорою всего чугунолитейного производства в Отечестве Нашем.»

Важным мировым центром чугунолитейного производства также была Пруссия. Здесь художественное литьё достигло наивысшего расцвета. Развитие этой отрасли промышленности пользовалось в Пруссии огромной поддержкой государства. В 1788 году впервые в истории была принята целая государственная программа по строительству новых и переоснащению старых чугунолитейных заводов на основе передовых английских технологий.

В 1796 году открылся крупный завод в Глейвице и в 1804 году – в Берлине. Мастер Август Вильгельм Штилярский создал множество авторских моделей, которые использовались потом на многих заводах Европы. В том числе в России. Также нужно упомянуть таких замечательных мастеров как Леонард Пош и архитектор Карл Фридрих Шинкель.

Жаль, но в 1848 году в огне революционных пожаров погибли рисунки, чертежи  и модели берлинского королевского литейного завода. В 1873 году этот завод закрыли, но до сих пор в Германии сохранились богатейшие традиции художественного литья чугуна.

Во время наполеоновских войн в Пруссии появилась мода на ювелирные изделия из чугуна.  Очень популярная в народе королева Луиза, непримиримый враг Наполеона, выступила инициатором движения сдавать в фонд армии золотые украшения, а взамен  получать от государства чугунные.

Сейчас в берлинских музеях хранится много таких предметов. Например, кольца с надписями «Золото отдал я за чугун» и « Выменяно на благо Родины».

После смерти Луизы в 1810 году Королевский литейный завод в Берлине изготовил памятные « подвески Луизы » из ажурного чугуна.

Вначале XIX века Берлинское чугунное литье стало очень популярным в Европе. Только в Берлине знали секрет изготовления тончайших ажурных кружев. Мастера очень гордились ими и свято блюли секреты их изготовления.

Современные мастера-ювелиры в Германии отливают из серебра изделия по старинным моделям и …покрывают их черной краской, чтобы было похоже на легендарное «берлинское железо»!

Между мастерами России и Пруссии существовал обмен технологиями и даже некоторыми «секретами мастерства». Этому способствовали тесные династические связи. Наследник российского престола Николай Павлович был женат на прусской принцессе. Да и антинаполеоновский союз сыграл свою роль.

Император Александр I даже посетил в 1816 году прусский королевский завод в Берлине. Он был восхищен их изделиями. Мастера преподнесли императору чугунную вазу, богато инкрустированную орнаментом.

Внимание, уделяемое императорским домом художественному литью,  способствовало его распространению на территории России.

Многие заводы славились своим литьем, но больших успехов добился частных завод в Касли, принадлежащий Расторгуеву и казенный Кусинский.

Была некая специализация у разных заводов. Например Луганский завод славился ювелирными изделиями из чугуна, а уральские Кумвинский и Верх-Исетский заводы пушки и крупные формы для строительства.

Во время наполеоновских войн экономическое положение Пруссии резко ухудшилось. Французские захватчики разорили многие чугунно-литейные заводы. Вывезли многие модели и формы. Прусские мастера во множестве бежали в Россию. Искусство распространилось по всему Уралу, благо сырья вокруг было навалом.

В 60-70 годах XIX века чугунные пушки в русской армии и на флоте стали широко заменяться на стальные нарезные орудия и эта отрасль постепенно стала приходить в упадок. Но многие заводы выдержали спад благодаря производству чугунных украшений на которые существовал стабильный спрос со стороны все увеличивающегося благодаря реформе освобождения крестьян, среднего класса.

Каслинский завод всегда выигрывал в конкурентной борьбе за счет продуманной управленческой стратегии (грамотному менеджменту, как-бы сейчас сказали), а также особенностям местных руд и высокому качеству формовочных песков. Кроме того, на этот завод приглашали и хорошо платили талантливым художникам-выпускникам Российской академии художеств.

На больших международных выставках завод получал главные призы и медали.

В 1900 году было создано самое крупное произведение из литого чугуна –Каслинский павильон.

Президент Франции Эмиль Лубо горячо пожелал купить его. Управляющий завода П.М Карпинский согласился продать президенту всё. Что он ни пожелает, кроме массивной скульптуры работы Н.А Лаврецкого «Россия» стоящей у входа в павильон и олицетворявшей российскую державу. Хоть и очень просил французский президент, ответ был один: «Россия не продается». Сейчас этот павильон можно увидеть в Екатеринбурге.





 
Все права принадлежат их обладателям.
Остальные - © LeJardin 2003-2006
Тел. в Москве: 997-4629; 8-916-151-4139

web дизайн, создание сайтов, веб дизайн, разработка сайтов, продвижение сайта, web сайт, раскрутка сайта, дизайн студия [AD]